Муниципальное Образование "село Кунки"
Администрация муниципального образования "село Кунки"  Дахадаевского  района  Республики  Дагестан. 

История

Кунки является высокогорным селением центрального Дагестана. Он находится в живописном местечке в верховье реки Уллучай, на стыке Агульского, Дахадаевского и Кулинского районов. Аул расположен на нижней части южного водораздельного хребта на высоте 1841 метров.

Границы аула с четырех сторон окаймлены высокими отвесными скалами, к подножию которых устремились 4 притока реки Уллучай, разрезая окрестные горы на глубокие долины и тесные ущелья.

Значительная территория горных склонов занята альпийскими лугами и пастбищами, небольшая часть покрыта смешанными лесами. Лес играл большую роль в хозяйственной жизни аула. Он веками обеспечивал горцев строительным материалом, служил топливом, щедро одаривал людей урожаем ягод, давал сырье для традиционного декоративно-прикладного ремесла. Из веток и прутьев березы и ивы издревле изготавливали корзины и метелки не только для собственного пользования, но и на продажу. Лес использовался также для производства мебели, домашней утвари, орудий труда, повозок, мельниц, плугов и т. д. Его берегли и строго охраняли, так как около соседних сел его не было. Старожилы рассказывают, что без разрешения джамаата никто не имел права производить рубку леса. Природные условия вполне благоприятствовали для жизни в этих местах. Люди занимались охотой, рыболовством, бортничеством, а позднее скотоводством, террасным земледелием и ремеслом. Об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки в семи километрах от аула Кунки, у хутора Санжи. На скалах древний художник изобразил сцену охоты и пасущееся на склоне горы стадо. Стада состояли в основном из мелкого и крупного рогатого скота. На рисунке также видны всадник с копьем в руках и собака рядом с ним. На вершинах трех гор вокруг аула Кунки находились сигнально-сторожевые и крепостные башни. Остатки их фундаментов до сих пор можно различить. На восточной горе Ургая имеются едва заметные следы круглой сторожевой башни диаметром 6-7 м и недалеко от нее множество камней от развалин древних построений. Вторая башня была расположена на западной горе Кирсаце, разделявшей аул узким и глубоким ущельем шириной 30-35 м. От этой башни к дороге Махира, ведущей в аул, была построена крепостная стена. Остатки ее фундамента кое-где сохранились до сих пор. Третья башня Кала, наиболее крупная из них, находилась на куполообразной вершине горы, на склоне которой расположено само селение. И от этой башни шли крепостные стены в двух направлениях к двум дорогам. Одна шла к вышеуказанной дороге Махира, образуя ворота, другая - в противоположном направлении к перешейку Кямкя, перекрывая вторую дорогу, ведущую в аул. Только эти две дороги не проходили через мосты. Поэтому они в случае опасности закрывались крепостными воротами. Башня была круглой формы, толщина стен доходила до 1 м, диаметр составлял 9-10 м. Исходя из этих данных и сравнивая с аналогичными башнями других мест Дагестана, можно предположить ее высоту. Она должна была доходить до 20-25 м. До 60-х годов 20 века еще имелись стены основания башни высотой до одного метра. Однако впоследствии ее стены, как и других сооружений, были разобраны и растасканы местным населением на строительство индивидуальных домов. В настоящее время от нее остался небольшой земляной вал. Так навсегда и безвозвратно для потомков утрачен памятник истории, архитектуры и культуры Дагестана, вещественный и материальный источник истории села. Ранее в селении Кунки проживали около 1000 жителей. Кункинцы говорят на диалекте даргинского языка дагестанской группы кавказско-иберийской языковой семьи. На этом языке говорят только жители данного села. Мало общего у него с литературным даргинским языком, но сходство обнаруживается с языком соседних аулов, которые когда-то входили в состав союза сельских обществ этого региона. Ныне аул делится на несколько кварталов: Гинка, Калгу. Кукумай, Нижний аул (Харша), Верхний аул (Карша), Разбойный перешеек (Кям-квяб), Акайла ку (Поле Акая), и самое удивительное, что центр аула называется Окраинным аулом (Думша). Видимо, когда-то эта часть была окраиной, и старинное название так и осталось за ним, хотя аул увеличился в несколько раз. Образован аул в очень давние времена. По устным преданиям аул Кунки ровесник древнему городу Чулли - Дербенту. Насколько предположение соответствует истине - трудно сказать. Однако некоторыми косвенными данными это подтверждается. Так, кладбище для такого сравнительно небольшого аула - огромных размеров. Его территория достигает более 9 га, не считая кладбища 7-8 поселений (хуторов). Если предположить на одного умершего 3 м2 площади, то, разделив 9 га на 3 м2, получим 30000 человек - количество похороненных людей. В среднем умирало до 10 человек в год. Разделив количество 30000 на 10, нетрудно определить приблизительный возраст селения - около 3000 лет, т. е. оно образовано еще в первом тысячелетии до нашей эры. Конечно, суждение не претендует на точность, но все же отвергать или пренебрегать этой методике определения возраста не следует. Селение Кунки с его поселениями (хутора) входило в союз сельских обществ Буркун-Дарго. В состав союза входили также соседние джамааты селений Ашты, Худуц, Амух, Анклух, Санжи, Шарьи, Чираг. Название Кунки произошло от слова «кьёкья», что означает «союз», «куча», во множественном числе - «кукни», а в дальнейшем «кунки»; название отражает процесс образования села. На землях аула в радиусе до 20 км можно обнаружить множество (до 15) остатков развалин различных поселений, строений. Одни из них сравнялись с землей, заросли дерном, другие - лежат грудой камней, третьи - исчезли бесследно. При разборке башен Гияшли, Кирсаце, рытье траншей в местности Ручилце найдены обтесанные камни, зола, угольки, могильники, женские украшения, глиняная посуда. Имеются развалины под названием Нихтала ши, что означает «селение рабов" На плато самой дальней горы Каная были найдены накатник плоских крыш домов - мукури (круглый камень) и большой меч с крестообразной ручкой. По рассказам стариков там жили армяне - христиане. Армянские могилы были и у села, которые частично застроены. В этой же местности обнаружены глиняные трубы для водопровода. По устным преданиям в селе совместно содержали отряд всадников. Происходили постоянные стычки с соседними селами для защиты своей территории. В трёх киллометрах находится село Ашты, заселённое урбугоязычными то ли беженцами из Зирехгерена,то ли кровниками. Обновление крови увеличило численность жителей этого села и в дальнейшем привело к территориальным претензиям кункинских земель. Старики рассказывали про такой отжим земли. Аштынцы предъявили, что хозяин земли передает плато горы напротив села им. Они в землю закопали сельчанина и позвали кункинцев к этому месту. Из-под земли было слышно следующее: - гьин кьёркьёр, кьар шуршур, ванза дила ду Ишттала (вода журчит, трава шелестит, земля моя я Аштынский). Может и байка, но границы впрытык к Кунки. До советского периода не было межсельских браков. Небольшое село не могло, конечно, противостоять крупным феодальным армиям. Поэтому был завоёван Казикумухским ханством и более 300 лет был в его составе, поставляя воинов и налогов. Но сельчане сохранили свой язык, самый архаичный среди даргинских диалектов, свою самобытность. В советский период кункинцы дважды отказались от переселения на равнину, чтобы жить на земле предков.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie